Статьи и обзоры nachodki.ru
  • +7-913-924-36-75 +7(383)380 49 05 офис: Дуси Ковальчук 185, центр: Овражная 16
  • odis_dok@bk.ru

ПМПК относится к системе образования, но в отличие от образовательных организаций они не проводят обучение детей, а созданы для того, чтобы разработать рекомендации для обучающихся, испытывающих трудности в освоении учебной программы без создания специальных образовательных условий. Направить в ПМПК могут как педагоги, которые увидели у ребёнка трудности в обучении, так и учреждения медико-социальной экспертизы, врачи, которые курируют этих детей, а также родители могут обратиться самостоятельно, если увидели, что ребёнку нужна дополнительная помощь.
Состав комиссии ПМПК утверждён приказом Министерства Образования РФ. Туда входят педагоги: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, а также специалисты медицинского профиля. По результатам обследования ребёнка специалистами ПМПК, комиссия коллегиально принимает решение о рекомендации той или иной адаптированной образовательной программы, а также условий для обучения: в частности, архитектурная среда, специальные методы, приёмы и подходы при обучении. Адаптированные образовательные программы разрабатываются и утверждаются в министерстве образования РФ на все уровни образования: дошкольное, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Для детей-дошкольников в 2020 году разработали и утвердили программу для обучающихся после кохлеарной имплантации.
При необходимости для обучающихся, имеющих трудности в передвижении, рекомендуется ассистент-помощник, который оказывает техническую помощь ребёнку. Это не педагогический работник, он может назначаться из числа школьных специалистов непедагогического профиля. Для обучающихся, имеющих трудности в обучении, рекомендуется тьютор – это педагогический работник, дополнительный учитель для ребёнка. Причём образовательная организация сама решает: это может быть индивидуальный тьютор для ребёнка или это может быть тьютор для целого класса. Нужно отметить, что ассистент-помощник и тьютор-педагог – это специалисты образовательной организации и их наличие является ответственностью образовательной организации.
В заключении ПМПК указываются сроки действия этого заключения и, как правило, оно выдаётся на уровень образовательной программы. Можно обратиться повторно в ПМПК и раньше, если у ребёнка происходит какая-либо динамика, как положительная, так и отрицательная. Для того, чтобы скорректировать рекомендации, уточнить программу обучения, либо методы, приёмы и подходы при обучении.
В настоящее время на территории РФ заключение ПМПК имеет единый утверждённый бланк, образец. Заключение оформляется на одном листе и прописываются все пункты достаточно коротко, указывается только вариант адаптированной образовательной программы если это начальное, общее образование и сроки реализации программ. Сами программы находятся в открытом доступе, где подробно расписано её содержание, начиная от психолого-педагогических особенностей детей и заканчивая тем, какие специалисты должны этого ребёнка сопровождать, а также сроки реализации программы.
Заключение ПМПК для родителей носит рекомендательный характер. Это значит, что родитель может не отдать это заключение в образовательную организацию, но в этом случае ребёнку не будет оказана дополнительная помощь на уроках. В образовательную организацию заключение ПМПК отдают директору вместе с заявлением от родителя («Я прошу обучать моего ребёнка в соответствии с заключением ПМПК №…. от даты ….»). Директор издаёт указ и тогда заключение ПМПК становится обязательным к исполнению в образовательном учреждении.
Но не всегда рекомендации ПМПК исполняются в полной мере в образовательном учреждении. Родители, отстаивающие интересы ребёнка, должны постоянно напоминать, что это законодательно установленное право на специальные образовательные условия и оно должно обязательно выполняться. В случае невыполнения рекомендаций ПМПК, необходимо обратиться сначала к классному руководителю, потом к завучу, а затем уже к директору, обязательно с письменным заявлением, где указать, о письменном ответе на ваш запрос.
Заключение ПМПК даёт детям возможность при сдаче ГИА на создание специальных условий: это аудитория малой наполняемости, обязательное обеспечение звукоусиливающей аппаратурой, при необходимости присутствие сурдопереводчика, увеличение времени сдачи ГИА на 1,5 часа на каждый экзамен, право выбора сдавать 4 экзамена или 2 экзамена. При собеседовании по русскому языку увеличение времени собеседования на 30 минут и уменьшение количества баллов, необходимых для получения зачёта.

Заключение ПМПК расширяет права и возможности детей, но ни в коем случае их не ограничивает. Заключение ПМПК это целостный документ, все его пункты должны выполняться в полной мере.

С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ. В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок, ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения.

Основание:

Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР - 5353/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ - 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.04.2015 г. № 01-50-174/07 -1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в РФ» (далее – Закон).

При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного (ДОО), начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования.

Интегрированным называется обучение, когда ребенка с ОВЗ помещают в обычный общеобразовательный класс и стараются помочь ему освоить массовую образовательную программу (организуют дополнительные занятия, индивидуальную психолого-педагогическую помощь и др.). Инклюзивным называется такое обучение, когда изменяют саму систему образования в учреждении таким образом, чтобы она позволяла обучаться с равным успехом и обычным, и «особенным» детям. Достигается это за счет изменений в образовательной среде (специальное оборудование классов, выделение в них разных зон - для индивидуальной работы, групповой работы, отдыха, использование цветового оформления помещений, специальных дидактических материалов), изменений в образовательной программе (наряду с общеобразовательной используются адаптированные программы, реализуются индивидуальные программы реабилитации «особых» детей, а также программы, направленные на развитие толерантности у основной группы детей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, и др.). Инклюзивное обучение, в отличие от интегрированного, не подразумевает обязательного освоения детьми с ОВЗ массовой образовательной программы (о чем не догадываются многие родители и даже некоторые учителя). Законом предусмотрено наличие у ребенка помощника (тьютора), который назначается, как правило, если в классе ребенок фактически учится по программе, отличающейся от массовой, или если ребенку в процессе учебы обязательно требуется какая-то помощь.

Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.

Отличительные особенности вариантов обучения по адаптированной программе лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ:

АООП НОО ОВЗ «2» предполагает четыре варианта получения образования;

АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся - три варианта;

АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) - два варианта;

АООП О УО (ИН) - два варианта. По вариантам 3 и 4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ и ПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости – в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.

2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.

3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью). Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности (F 70 в соответствии с МКБ-10). Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1 ФГОС О УО (ИН) предполагает выдачу свидетельства об обучении. ПрАООП имеют еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.

4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению (из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени (F71, F72 в соответствии с МКБ-10). Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей. Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2 ФГОС О УО (ИН) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР). Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.

Также стоит отметить, что в соответствии с Законом лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестических сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом: 

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО

глухие

1.1,  1.2,  1.3,  1.4

слабослышащие

2.1,  2.2,  2.3

слепые

3.1,  3.2,  3.3,  3.4

слабовидящие

4.1,  4.2,  4.3

с тяжелыми нарушениями речи

5.1,  5.2

с нарушениями ОДА

6.1,  6.2,  6.3,  6.4

с задержкой психического развития

7.1,  7.2 

с расстройствами аутистического спектра

8.1,  8.2,  8.3,  8.4

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пр. № 1599, вар. 1

Пр. № 1599, вар. 2

 

Ч. 3 ст. 55 ФЗ-273 Закона определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП - только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

В отдельных статьях Закона говорится об организации образования лиц с ОВЗ, инвалидностью. К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы. Обучающийся с ОВЗ может не иметь инвалидность.

Вариант 1.1. предназначен для образования глухих детей (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками.

Вариант 1.2. предназначен для глухих детей, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями, способствующими наиболее полноценному личностному развитию, планомерному введению в более сложную социальную среду, поэтапному расширение социальных контактов, в том числе со слышащими сверстниками и взрослыми.

В спорных случаях (вариант 1.2 или 1.3) на момент поступления ребенка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 1.2), а в случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 1.3.

Вариант 1.3. предназначен для образования глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также глухих детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.

Вариант 1.4. предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть выражена в различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.

АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Вариант 2.1. предназначен для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т. е. понятной для окружающих.

Вариант 2.2. рекомендуется обучающимся, уровень психического развития которых отстает от возрастной нормы (но не достигает степени умственной отсталости), а также в случаях, если они плохо понимают обращенную к ним речь, говорят малопонятно для окружающих, опыт общения со слышащими сверстниками отсутствует (достаточно одного из этих условий).

Вариант 2.3. предназначен слабослышащих и позднооглохших обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Отличия образовательных программ для глухих и слабослышащих:

Нужно понимать, что слуховые и кохлеарные аппараты не способствуют автоматическому появлению у ребёнка слухового восприятия и понимания услышанного. Это возможно только когда слуховое восприятие уже было ранее сформировано. То есть ребёнок должен после слухопротезирования научиться выделять речевые и неречевые звуки, относить их к тем или иным предметам. После слухопротезирования ребёнку нужны занятия со специалистом-сурдопедагогом, который будет учить слуховосприятию.

При обследовании на ПМПК специалисты определяют уровень слухового восприятия ребёнка, на сколько преподавание с помощью речи будет этим ребёнком восприниматься. Поэтому, на каких-то этапах, для каких-то конкретно детей рекомендуется, несмотря на слухопротезирование, программа для глухих.

Эти программы отличаются между собой тем, что программа для глухого ребенка опирается ещё и на дактильную речь, для того чтобы ребёнок лучше воспринимал информацию. Программа для детей слабослышащих подразумевает, что обучение идёт с помощью устной речи. Если же школа в процессе обучения замечает, что ребёнок выходит на хороший уровень слуховосприятия, программа может быть изменена.

АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Вариант 5.1. предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III — IV уровней речевого развития (выделенных Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой), у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты языка, дети с нарушениями чтения и письма. Дети не должны иметь очевидной задержки психического развития.

Вариант 5.2. предназначен для обучающихся, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается.

АООП НОО для обучающихся с ЗПР

Вариант 7.1. рекомендуется обучающимся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут быть признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, а также типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения. Обязательным условием является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.

Вариант 7.2. адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. В этом случае предполагается, что они получают образование, сопоставимое с таковым для детей, не имеющих ограничений здоровья, в специальном классе или соответствующей образовательной организации.

Во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО предполагается изменение образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).

В соответствии с Законом реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Основным механизмом реализации АООП является учебный план (УП), в том числе индивидуальный учебный план.

Итак, если у ребенка ПМПК выявила особенности развития и ребенок нуждается в особом подходе, то родители имеют право зачислить своего ребенка в:

- отдельную образовательную организацию, которая осуществляет деятельностью по основным адаптированным программам (специальную/коррекционную школу);

- в классы, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации;

- в общеобразовательные классы образовательной организации.

Зачисление в школу для детей с ОВЗ основано на тех же правилах, что и зачисление детей в обычную школу. Правила зачисления указаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32.

Зачисление в специализированные образовательные организации детей с ОВЗ осуществляется на основании:

- личного заявления родителя (законного представителя) ребенка.

- заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий в соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082.

Родители после получения рекомендаций ЦПМПК о направлении в специализированное образовательное учреждение вправе самостоятельно решать где будет продолжать обучение их ребенок. Если родители решили отдать ребенка в специализированное образовательное учреждение, то следует отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жёстким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке.

Перевод обучающегося из отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, в обычную общеобразовательную школу по инициативе родителей (законных представителей) допускается.

При переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц. Обычно специальные условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

После поступления детей с ОВЗ в школу необходимо знать, что классы с детьми-инвалидами или детьми с ОВЗ комплектуются на основании СанПиН 2.4.2.3286–15 классы следующим образом (Приложение №1 к СанПиНу):

Вид ОВЗ

Варианты программ образования

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

максимальное количество обучающихся

Глухие обучающиеся

Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии.

Общая наполняемость класса:

при 1 глухом – не более 20 обучающихся,

при 2 глухих – не более 15 обучающихся

6

5

5

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии.

Общая наполняемость класса:

при 1 слабослышащем или позднооглохшем – не более 25 обучающихся,

при 2 слабослышащих или позднооглохших – не более 20 обучающихся

I отдел.: 8

II отдел. 6

5

Вариант не предусмо-трен

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии.

Общая наполняемость класса – не более 25 обучающихся

12

Вариант не предусмо-трен

Вариант не предусмо-трен

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии.

Общая наполняемость класса – не более 25 обучающихся

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями)

-

-

12

5